Компания
Goodyear и НАСА получили премию конкурса R&D 100, называемого еще
"Оскаром инноваций", за их совместную разработку, пружинные шины Spring
Tire. В такие шины будут "обуваться" колеса исследовательских и
транспортных космических аппаратов, передвигающихся по поверхностям
других планет на колесном ходу. Благодаря конструкции шины Spring Tire
невозможно пробить, они не разрушаются под воздействием космических
лучей, низкой и высокой температуры, что делает их кандидатом номер один
для применения в будущих миссиях на Луне и Марсе.
Традиционная
резина и специальные полимерные составы, используемые сейчас в
космической технике, несмотря на их специальную направленность все-таки
подвержены влиянию температуры, солнечных лучей и прочих неблагоприятных
космических факторов. А только представьте себе, что означает пробитое
колесо, в случае если вы находитесь за миллионы километров от "ремонтной
мастерской", в худшем случае это может привести к полному провалу
миссии и даже к гибели людей.
Новый вид пружинных шин Spring
Tire как раз и предназначен для эксплуатации в самых неблагоприятных
условиях космоса. Как следует из названия, шины изготовлены из 800
спиральных пружин, облаченных в кольчугообразную оболочку. Это позволяет
шинам во время движения адаптироваться к форме и особенностям грунта,
обеспечивая большую поверхность сцепления. Пружины позволяют эффективно
гасить энергию ударов и даже рекуперировать ее механическим способом.
Сильный удар может вывести из строя или выдернуть одну-две пружины, но
за счет других пружин колеса космического транспорта совершенно не
потеряют своих способностей. В отличие от предыдущей разработки
компании
Goodyear, проволочных шин, установленных на первом лунном аппарате,
новые шины Spring Tire обеспечивают большую грузоподъемность и имеют
больший ресурс.
Вполне вероятно, что новые шины могут найти
применение не только в космосе, но и на Земле. Конечно, речь идет не о
городских улицах, для которых эти шины слегка жестковаты, а для
бездорожья или военных транспортных средств, где важным фактором
является живучесть этих средств и обычные шины являются очень узким
местом.