Самая большая в мире аэродинамическая труба для испытаний автомобилей.
Расположенная в Уоррене,
Мичиган, Аэродинамическая лаборатория компании General Motors была
открыта в 1980 году и по сей день работает по 24 часа в сутки пять дней в
неделю. Аэродинамическая труба этой лаборатории является не самой
большой подобной трубой в мире, для аэродинамических испытаний самолетов
человечество создало трубы и побольше. Но эта труба является самой
большой аэродинамической трубой в мире, в которой проводятся испытания
автомобилей.
С поверхности земли здание аэродинамической
лаборатории ничем особенным не выделяется, все сверхпрочные конструкции,
научно-исследовательский комплекс и другие части аэродинамической трубы
располагаются глубоко под землей. Испытательная зона имеет размеры 5.5
на 10 метров и 21 метр в длину. Стены этой зоны изготовлены из прочного
железобетона толщиной 50 сантиметров, что помимо прочности конструкции
обеспечивает высокий уровень подавления шумов и эха возникающих во время
испытаний. А шума, который издает ветер, поднятый 13-метровым
"вентилятором", там предостаточно.
Внутри
испытательной зоны аэродинамической трубы располагается масса
измерительного оборудования, с помощью которого выполняются замеры
различных сил, действующих на полноразмерную модель автомобиля,
выполненную, как ни странно, из глины. С помощью этих приборов
измеряются сила трения, давление в различных точках, изменения силы и
скорости ветра. Тщательный анализ получаемых данных позволяет
рассчитывать оптимальные с аэродинамической точки зрения формы кузовов
автомобилей, которые, благодаря этому, потребляют небольшое количество
топлива.
Шесть лезвий этого огромного "вентилятора" приводятся в
движение электродвигателем, мощностью 4500 лошадиных сил. При частоте
вращения 270 оборотов в минуту турбина может разогнать воздух до
скорости почти 670 километров в час. Такой ветер может сдуть глиняные
модели автомобилей, невзирая на их немалый вес, поэтому все испытания
проводятся при более низкой скорости ветра, обычно в районе 220-230
километров в час. Примечательным фактом является то, что лопасти этой
турбины, которые уже имеют возраст в 30 лет, изготовлены из нескольких
слоев древесины, благодаря чему они выдерживают экстремальные нагрузки.
Конечно, иногда эти лопасти выходят из строя, их меняют и после чего
проводят процедуру тщательной балансировки всего ротора.
Глядя
на этого монстра компании General Motors можно задать резонный вопрос,
как обходятся без подобных стендов компании Toyota, Honda и другие
известные автопроизводители? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост, эти
компании используют математику и компьютерное моделирование. Ведь в
настоящее время уже существуют точные компьютерные модели, с помощью
которых можнорассчитать
то, как будет вести себя автомобиль в условиях реального мира. А
крэш-тесты и реальные аэродинамические испытания в настоящее время
используются для подтверждения результатов компьютерного моделирования.