С тех пор, как пару лет назад российские военные озвучили планы по
созданию нескольких новых современных авианосцев, об этом проекте ходит
масса слухов. Посмотрим же, что известно о будущих флагманах нашего
флота.
Решение о разработке и строительстве новых авианосцев было озвучено
почти ровно 2 года назад. Конечно, за столь малый срок и не стоит
ожидать каких-то серьезных прорывов. Задача перед конструкторами и
учеными, строителями и военными стоит столь грандиозная, что на ее
решение времени потребуется намного больше. Ведь проект требуется
реализовать едва ли не «с нуля», начиная с формирования облика и
концепции будущего корабля, возведения подходящих доков и необходимой
для обслуживания инфраструктуры.
Нельзя не вспомнить, что до
сих пор судьба всех проектов по созданию авианесущих морских соединений
в СССР и России оказывалась несчастливой. Первые подобные предложения
прозвучали аж в 1920-х, но до сих пор российский ВМФ не может
похвастаться этими мощными средствами современной войны. Читайте
подробности в статьях «Авианосцы России» и «Неавианосцы-2».
В
гонку Россия вступает с опозданием едва ли не в полвека, и потому наши
конструкторы не намерены (по крайней мере, пока) гнаться за
американцами и пытаться создать колосс в сотню тысяч тонн
водоизмещением и авиакрылом в сотню самолетов. Около года назад
общественности были представлены первые важные цифры и параметры.
Так,
было сказано, что авиакрыло проектируемого корабля составит 60-70
аппаратов, что подразумевает создание судна полным водоизмещением до
70-75 тыс. тонн и длиной около 300 м. Это немного больше, чем старый
советский ТАКР Адмирал Кузнецов или будущие английские авианосцы серии CVF,
но, конечно, не слишком большая цифра в сравнении с американскими
гигантами. Заявляется, что энергетическая установка на будущем
российском авианосце будет атомная (мы сравнивали ее с альтернативной,
газотурбинной, в статье, посвященной ТАРК «Петр Великий» - читайте: «Петр Морской»).
В
отличие от предыдущих отечественных проектов, корабль не будет
оснащаться противокорабельными ракетами. Считается, что эту задачу
возьмут на себя другие корабли, входящие в соединение. Собственное
вооружение авианосца будет ограничиваться средствами ПВО и ПЛО
(противолодочной обороны). Это ракетно-артиллерийские комплексы для
борьбы с самолетами «в партере», на расстоянии до 5-6 км, и зенитные
управляемые ракеты дальностью в десятки километров. Дополнят этот набор
противолодочные торпеды и реактивные бомбометы. Возможно, что будут на
судне устанавливаться и артиллерийские установки, стреляющие
управляемыми снарядами.
Новому кораблю понадобятся и новые
(или хорошо доработанные старые) специализированные самолеты дальней
разведки, связи, противолодочный и, конечно, основное ударное крыло. И
именно этот момент оставляет сегодня массу вопросов. Скорее всего,
военные рассчитывают на завершении идущей параллельно работы по
созданию российского боевого самолета 5-го поколения. По крайней мере,
полноценной альтернативой в качестве ударного палубного самолета
существующие самолеты вряд ли смогут послужить. Возможно, на авианосце
будет использоваться смешанное крыло, включающее до 30-ти тяжелых машин
5-го поколения и около 20-ти легких истребителей. Не считая, конечно,
дополнительных вертолетов, БПЛА и вспомогательных самолетов.
Нет ясности пока и в вопросе о том, где именно будут сооружаться эти корабли. В качестве возможных вариантов называются Балтийский завод
в Петербурге и верфи Объединенной судостроительной корпорации в
Северодвинске. В пользу первого – опыт создания крупнотоннажных
гражданских судов и военных кораблей с ядерным движителем, зато в
Северодвинске и в настоящее время проходят работы похожего направления
– модернизация ТАКР «Адмирал Горшков» по заказу ВМС Индии.
Военные
обещают, что первый корабль серии будет заложен в 2012 г., и войдет в
строй к 2018-му, а всего планируется создать, по разным сведениям, от 3
до 6 авианосцев нового типа. Читайте также: