Какой бюджет устоит под натиском пентагоновских аппетитов! Сейчас
средний показатель превышения их расходов над выделенными средствами
составляет 26%, и ситуация постоянно ухудшается. Впрочем, порядок можно
навести и здесь – так считает консультационная фирма Deloitte Aerospace
& Defense. Для этого политикам, подрядчикам и государственным
чиновникам хорошо было бы поучиться на уже совершенных ошибках.
1. Цепочки поставщиков безнадежно переплелись и запутались
Подрядчики, выполняющие космические и оборонные заказы, при
изготовлении особо важных узлов привычно полагаются на имеющуюся сеть
из субподрядчиков. Однако в течение последних лет они перевешивают на
исполнителей слишком много своих собственных забот. В результате эти
сравнительно небольшие компании вынуждены разрабатывать весьма
изощренные технологические линии и процессы. В этом, конечно, имеются и
свои преимущества, однако чем больше звеньев в цепи, тем выше
вероятность ошибок и задержек, причем ошибка, совершенная
одним-единственным исполнителем, способна подчас пустить под откос весь
проект.
Рекомендация консультанта
Крупные компании
должны присматривать за своими поставщиками. Контроль над интегральным
выполнением всей задачи в мельчайших деталях должен осуществлять
специально назначенный координатор
2. В начале переговоров часто занижаются сроки и финансовые траты
Крупные аэрокосмические компании склонны давать оптимистические
обещания касательно графика выполнения работ. Прямое жульничество или
искреннее заблуждение, но в любом случае оно помогает соискателю
выиграть тендер. Обещания не выполняются, траты растут, и Конгресс
бывает вынужден сократить объем заказанной партии – цены за единицу
продукции при этом взлетают под небеса. Кроме того, бывает, что для
по-крытия непредвиденных расходов сред-ст-ва с успешно выполняемых
направлений перебрасывают предприятиям, которые срывают график. В
результате возникает цепная реакция, стимулирующая отстающих и
неэффективных исполнителей.
Рекомендация консультанта
Ставить жесткие временные рамки, возникновение проблем прогнозировать
заранее, сетевые графики составлять так, чтобы в них предусматривался
резерв времени для решения непредвиденных проблем
3. Администраторам и инженерам не хватает навыков в оценке проектов
Сейчас в NASA создается гораздо меньше космических аппаратов, чем в
прежние годы. В результате молодым инженерам и администраторам
оказывается негде нарабатывать творческий опыт и приобретать здоровый
скептицизм. Современные проекты базируются на новых технологиях, но
занятый в них персонал часто воодушевляется многообещающими
перспективами, оказываясь неспособным объективно оценить связанный с
ними риск. (Та же ситуация сложилась и в оборонной промышленности, где
подрядчики выпускают более узкую номенклатуру – правда, за более
крупные деньги.)
Рекомендация консультанта
Создать систему стимулирования, удерживающую на производстве
талантливую молодежь, привлекать студентов к практическим работам и
активнее передавать им опыт старших поколений. В окончательной форме
контракты должны заключаться лишь после того, как поставщики
продемонстрируют, что их техника действительно работает и соответствует
предъявляемым требованиям
Видео: Экспедиционная боевая машина (EFV)
Эта боевая штурмовая амфибия для морской пехоты пригодна для
десантирования с борта боевого корабля и самостоятельного выхода на
сушу. В ходе конструкторских разработок основные концепции менялись
несколько раз, но главный подрядчик, компания General Dynamics, не
считала нужным оповещать своих субподрядчиков. В результате
дорогостоящие узлы не стыковались друг с другом, и после десяти лет
проволочек моряки получили аппарат с протекающим корпусом, выходящий из
строя каждые четыре часа, а иногда и вообще сбивающийся с заданного
курса.
Цена: $13 млрд.
Видео: F22 Raptor
Для создания этого аппарата две компании – Lockheed Martin и Boeing –
объединили свои усилия, однако и при таком раскладе к началу
производственного цикла была налажена лишь половина технологических
процессов. Фонари трескались прямо при установке на самолет, а в целом
объемы переделок и ремонтных работ при изготовлении первой серии
самолетов достигли 30% от всех трудозатрат. Общие производственные
расходы выросли, ВВС смогли выкупить меньше самолетов, чем
предполагалось, а в итоге цена в пересчете на один самолет взлетела до
$140 млн.
Цена: $65 млрд
Видео: Mars Science Lab
Этот аппарат, находящийся в стадии разработки, представляет собой самый
крупный вездеход (ровер), когда-либо создававшийся для работы на чужих
планетах. Питаться он будет за счет автономного радиоизотопного
генератора. После нескольких лет работы инженеры отказались от весьма
оригинальной коробки передач. С этой капитуляции потянулась цепочка
переделок в конструкции других движущихся элементов. В итоге
организаторам экспедиции пришлось пересмотреть сроки запуска. Следующий
благоприятный момент наступит только в 2011 году.