Экспортный вариант российского истребителя пятого поколения Т-50/FGFA
будет предложен на мировой рынок не ранее 2018-2020 года, сообщил РИА
Новости во вторник заместитель руководителя Центра анализа стратегий и
технологий Константин Макиенко.
Российский истребитель пятого поколения Т-50 совершил 12 февраля 2010
года второй испытательный полет. Впервые он поднялся в воздух 29
января. Т-50 совершит в Комсомольске-на-Амуре еще серию испытательных
полетов, после чего будет перебазирован на подмосковный аэродром
Жуковский в ЛИИ имени Громова, где начнутся основные испытания.
Двадцать первого декабря 2010 года в ходе визита в Индию президента
России Дмитрия Медведева был заключен контракт стоимостью 295 миллионов
долларов на эскизное проектирование индийской версии истребителя.
Сколько будет стоить?
"Это означает, что любые прогнозы относительно перспектив его
экспорта в третьи страны за пределами России и Индии по определению
будут неточными в связи с невозможностью предсказать, каким будет мир в
это время. Но уже сегодня вполне возможно описать ключевые факторы,
определяющие экспортный потенциал Т-50/FGFA", - сказал Макиенко.
Важнейшими из них станут, по его словам, стоимость
российско-индийской машины, динамика создания китайского проекта
истребителя пятого поколения и развития беспилотных авиационных систем.
Также среди этих факторов такие базовые для рынка вооружений в целом,
как уровень конфликтогенности и состояние мировой экономики.
Стоимость истребителя будет определена на основе того, сколько относительно небольшие государства готовы за него заплатить.
В настоящее время предполагается, что в ценах 2010 года цена Т-50
составит 80-100 миллионов долларов. В этом случае истребитель будет
доступен всем современным покупателям российских Су-30, превзойдет по
ценовому критерию американский F-35 и останется конкурентоспособен в
отношении гипотетического китайского самолета.
Объемы экспорта
Объемы экспорта Т-50 будут зависеть также от темпов создания
китайского истребителя пятого поколения. Китайская машина, возможно,
станет для Т-50 даже более опасным конкурентом, чем американский F-35.
Российское оружие продается главным образом в страны с независимой
внешней и оборонной политикой, которые, как правило, предпочитают
закупки неамериканской техники, заявил собеседник агентства.
Пока у КНР не было серьезных предложений боевой авиационной техники,
на рынках таких государств Россия имела либо квазимонополию, либо
конкурировала с европейцами. "Понятно, что появление у Китая комплекса
пятого поколения приведет к прямой и непосредственной конкуренции Т-50 и
будущего китайского самолета", - сказал Макиенко.
Наконец, объем рынка будет определяться новыми технологическими
тенденциями, развитие которых может обесценить значение пилотируемой
боевой авиации, считает эксперт. На сегодня главным риском такого рода
представляется прогресс в области ударных беспилотных авиационных
систем, добавил он.
"Остается надеяться, что к 2020 году этот фактор еще не успеет
оказать негативного влияния на рынок пилотируемых истребителей", -
отметил Макиенко.
Наиболее вероятными покупателями Т-50 априори являются
страны-обладатели российских тяжелых истребителей Су-27/30, за
исключением КНР.
"Плохая новость состоит в том, что при замене Су-30 закупки Т-50
будут, скорее всего, осуществляться не в соотношении один к одному, а в
лучшем случае один к полутора", - сказал Макиенко.
Рынки сбыта
По мнению эксперта, самыми перспективными рынками представляются
государства Юго-Восточной Азии, которые по политическим мотивам не будут
рассматривать возможность закупок в Китае. Это, прежде всего, Вьетнам, а
также Малайзия и Индонезия. С высокой степенью уверенности,
предполагает эксперт, верность российской технике сохранит и Алжир.
"В отношении такого традиционного покупателя советской техники, как
Ливия, существует неопределенность, связанная с неясными перспективами
политической ориентации этой страны в случае ухода по естественным
причинам ее уже немолодого лидера", - сказал Макиенко.
Ливийским государством с 1969 года руководит Муамар Каддафи.
Из-за высокого риска смены политического режима и свертывания
боливарианского революционного проекта нынешнего президента Уго Чавеса
трудно прогнозировать после 2020 года и венесуэльские заказы. В случае
же сохранения в этой стране левого правительства Россия столкнется с
китайским авиапромом, который уже одержал здесь победу в сегменте
учебно-тренировочных самолетов, прогнозирует собеседник агентства.
"Наконец, можно надеяться, что естественным рынком для российской
авиатехники станут и некоторые постсоветские республики, прежде всего,
Казахстан и Белоруссия", - сказал эксперт.
Он выразил сожаление в связи с тем, такие потенциальные российские
рынки, как Иран и Сирия, вероятнее всего, окажутся под контролем Китая.
"Во всяком случае, российское политическое руководство,
аннулировавшее контракты на поставку в Сирию оперативно-тактических
комплексов "Искандер-Э", а в Иран - ЗРС С-300ПМУ-2, активно работает в
пользу именно такого сценария", - подчеркнул Макиенко.
С другой стороны, по его словам, через 10-20 лет для России могут
открыться рынки, которые сегодня кажутся невероятными. В одном шаге от
покупки Су-30 однажды уже был Таиланд.
"Через 20-30 лет, быть может, раскроется спящий сегодня колоссальный экономический потенциал Мьянмы", - предположил эксперт.
Для Аргентины закупка Т-50 была бы отличным ассиметричным ответом на
бразильские планы приобрести 36, а в перспективе - 120 французских
Rafale.
"Сегодня ясно одно - российско-индийский альянс обязательно будет
одним из трех мировых игроков на рынке истребителей пятого поколения. А
это значит, что Россия гарантировала себе статус мировой
авиапромышленной державы на всю первую половину XXI века", - сказал
Макиенко.
Источник: http://vpk.name/ |