Ныне дальняя авиация ВВС России - одна из важнейших составляющих
ядерной триады. С момента ее появления еще в армии Российской империи
прошло 96 лет. Сегодня Дальняя авиация - это одно из самых стабильных и
надежных объединений Военно-воздушных сил. Об итогах деятельности в
частях и соединениях "стратегов" в уходящем году, а также перспективах
развития Дальней авиации "Красной звезде" рассказывает командующий
Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев.
В условиях реформирования Вооруженных Сил, и ВВС в частности, задачи,
стоящие перед Дальней авиацией, не изменились. Как и прежде, она
"остается одной из составляющих сил ядерного сдерживания. Среди основных
задач - поддержание ядерного паритета и демонстрация решимости наших
сил в применении ядерного оружия", - отметил генерал-майор Жихарев.
В новой организационно-штатной структуре Дальняя авиация представляет
собой авиационные базы 1-го разряда, 43-й Центр боевого применения и
переучивания летного состава Дальней авиации, авиационные полигоны,
авиационные комендатуры и другие части обеспечения.
- Значительные организационные изменения кардинальным образом не
сказались на боевом составе Дальней авиации. Он практически не
изменился. Численность личного состава и экипажей осталась на прежнем
уровне, - подчеркнул командующий.
Говоря о подготовке техсостава Дальней авиации, генерал-майор Жихарев
заметил, что по прибытии для прохождения службы в Дальней авиации он
требует дополнительной переподготовки на базе 43-го Центра боевого
применения и переучивания летного состава в Рязани.
- Первым переобучение на базе этого центра проходит
инженерно-технический состав, его переучивают на самолеты Ту-160,
Ту-95МС, Ту-22М3 и Ил-78. Затем на учебу направляется летный состав. Что
касается уровня подготовки летного состава Дальней авиации, то он на
протяжении трех лет значительно вырос, - сказал командующий.
В Дальней авиации увеличилась численность сержантского состава и в
целом военнослужащих, проходящих службу по призыву (не менее чем в три
раза). Специалистов-сержантов для Дальней авиации готовят в школах
подготовки ВВС.
- Там они проходят курс обучения, после чего возвращаются в части и
соединения уже младшими авиационными специалистами, - поясняет
генерал-майор Анатолий Жихарев.
В 2010 году Дальняя авиация принимала участие в
оперативно-стратегических учениях "Восток-2010" и "Мирная миссия-2010", а
также во всех остальных командно-штабных учениях, которые проводились в
течение года под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных
Сил РФ.
- Так, одно из КШУ, проведенных в Дальней авиации осенью, было
спланировано в два этапа. Первый включал теоретическую часть, которая
предусматривала работу на КП с картами. В ходе второй части
непосредственно проводились полеты, - рассказывает командующий. - В
учении были задействованы молодые командиры кораблей, которые окончили
курсы в 43-м Центре боевого применения и переучивания летного состава
(Дальней авиации) в Рязани в 2008-2009 годах".
В полетах тогда были задействованы самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3,
а также самолеты-заправщики Ил-78. Учение проводилось на обширной
территории страны, включая ее центральную часть, Дальний Восток и
Крайний Север.
Как рассказал генерал-майор Жихарев, для выполнения задач обеспечения
практических пусков, прикрытия авиационной группировки Дальней авиации,
радиолокационного контроля воздушной обстановки, дозаправки в воздухе
привлекались экипажи на высотных истребителях-перехватчиках МиГ-31,
многоцелевых истребителях Су-27СМ, самолетах А-50, топливозаправщиках
Ил-78. Всего в мероприятии было задействовано около 50 единиц
авиатехники.
В ходе учения экипажи ракетоносцев отработали вопросы по дозаправке,
взаимодействию и рассредоточению в воздухе, нанесению авиаударов
управляемыми ракетами по полигону, а также вопросы взаимодействия с
другими родами авиации ВВС. На вышеназванных самолетах они успешно
выполнили практические пуски авиационных управляемых ракет и
бомбометание на полигоне Пембой (Республика Коми) и Ноготай (Иркутская
область).
Это КШУ проводилось с личным составом частей командования Дальней
авиации при поддержке авиационных экипажей Сибирского и Дальневосточного
объединений ВВС и ПВО, а также Липецкого центра боевого применения и
переучивания летного состава.
Главная особенность прошедшего учения - масштабность. По словам
командующего, одновременно в воздухе находилось до 35 самолетов. Они на
полигонах выполняли сложные задачи по нанесению поражения объектам "всем
спектром имеющихся средств". Как правило, после соответствующей
теоретической подготовки в воздух поднимались две-три пары самолетов для
отработки практических навыков.
Еще одной важной деталью учения стало заблаговременное
перебазирование части экипажей на другие оперативные аэродромы с целью
получения навыков ведения боевых действий на различных театрах военных
действий. Экипажи, которые ранее выполняли полеты на западе, были
передислоцированы на восток. "Восточные" же экипажи были переброшены на
запад.
- В 2007 году Президентом РФ была поставлена задача о возобновлении
воздушного патрулирования экипажами Дальней авиации в акваториях
Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Эти задачи из
года в год успешно решаются Дальней авиацией, - сообщил командующий.
Так, в 2010 году летный состав Дальней авиации выполнил уже более 50
патрулирований в указанных районах. Экипаж Ту-95МС зафиксировал в этом
году рекорд по продолжительности нахождения в воздухе с несколькими
дозаправками (40 часов). Патрулирование ведется в нейтральных водах на
расстоянии от суши не менее 23 километров.
По мнению генерал-майора Жихарева, такие полеты дают экипажам ценный
опыт выполнения задач за пределами Российской Федерации, над
малоориентирной местностью, в сложных климатических условиях. Полеты
проводятся в автономном режиме, в течение длительного времени, без
радиосвязи. При этом экипажам ставятся различные задачи боевой
подготовки: взлет кораблей с максимальным встречным ветром, дозаправка в
воздухе топливом, выполнение условных пусков ракет, ведение воздушной
разведки, а также взаимодействие наших экипажей с другими объединениями
Военно-воздушных сил. Истребительная авиация и зенитные ракетные войска,
например, могут вести как перехват наших самолетов, так и прикрывать
боевые порядки Дальней авиации.
При воздушном патрулировании "стратегов" сопровождают (не
перехватывают. - Прим. автора) истребители ПВО Норвегии, Великобритании,
США, Японии и др. Ведут они себя, по словам командующего, дружелюбно,
не нарушают всем известные правила. В свою очередь истребители
патрульного сопровождения находятся на удалении - до 500 метров. Однако
бывает, что "гости" подходят и ближе, но ненамного.
Помимо прочего, Дальняя авиации выполняет задачи по обеспечению
полярных станций, исходя из концепции развития Арктической зоны. В
районе северных широт подразделения ДА обеспечивают полярные станции
продовольствием, содействуют в поисково-спасательных работах в этом
районе, выполняя вылеты с аэродромов Воркуты, Тикси и Анадыря.
Говоря о перспективном авиационном комплексе Дальней авиации (ПАК
ДА), генерал-майор Жихарев пояснил, что это процесс нескорый. Его
разработки ведутся уже много лет. Появится такой самолет в 2020-е годы.
Летчики, штурманы, а также инженеры Дальней авиации приняли активное
участие в разработке тактико-технического задания ПАК ДА. В нем будет
сочетаться все лучшее, что есть на самолетах Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3.
ПАК ДА будет строиться на основе композиционных материалов (технология
по типу "стелс"), что уменьшит его эффективную отражающую поверхность.
Напомним, что технологию "стелс" впервые планировали применить на
самолете Ту-160. В его конструкции использованы новые композиционные
материалы, преломление углов отражения лучей РЛС и эффективная
отражающая поверхность. Самолет Ту-160, несмотря на его большие размеры,
заметен гораздо меньше, чем другие самолеты.
Генерал-майор Жихарев выразил уверенность, что много нового будет и в
радиоэлектронной начинке будущего корабля Дальней авиации, а также
появится передовое вооружение.
Тем временем продолжается модернизация существующих самолетов.
Большое внимание на заводах уделяется вооружению крылатых ракет и
двигателям воздушных кораблей. Другими словами, проводятся плановый
ремонт и продление ресурса самолетов. Так, в этом году на Ту-22М3
получен новый прицельный комплекс, новые, более усовершенствованные
ракеты.
Большой проблемой в Дальней авиации по-прежнему остается недостаток
самлетов-заправщиков. "Танкеров сейчас не хватает однозначно. Тем более
что в последние несколько лет самолет Ил-78 стал особо востребован в
ВВС", - говорит командующий.
Он способен производить дозаправку в воздухе самых разных типов
самолетов, будь то истребительная авиация или самолеты авиации ВМФ.
Поэтому заправщиков явно недостаточно как для Дальней авиации, так и ВВС
в целом.
По мнению генерал-майора Жихарева, основные требования, предъявляемые
к заправщику, - это новое оборудование, облегчающее встречу с танкером,
увеличение количества отдаваемого топлива, увеличение дальности полета
самолета. Важно, разумеется, чтобы заправщик обладал средствами РЭБ и
разведки. Сейчас целесообразно усовершенствовать самолет-заправщик,
который уже стоит на вооружении, а не тратить много лет на создание
нового, считает командующий.
Источник: http://vpk.name/ |