В
1974 году Иран заказал 125 танков «Шир-1» и 1225 «Шир-2», которые
должны были быть построены на заводе компании «Ройял Орднанс» в Лидсе.
«Шир-1» практически не отличался от последних модификаций танка
«Чифтен», а вот «Шир-2» являлся новой машиной, обладая многослойной
броней, которая существенно повышала защиту от кумулятивных выстрелов.
Кроме того,гидравлическая подвеска имела газовые амортизаторы, что
заметно смягчало ход по пересеченной местности и облегчало техническое
обслуживание. В британской армии на смену танкам «Чифтен» должен был
прийти новый образец совместной с ФРГ разработки, однако в марте 1977
года этот проект был закрыт, и в Великобритании приступили к созданию
собственного перспективного танка, которому присвоили условное
обозначение МВТ-80. После падения шахского режима в Иране в 1979 году
контракт был аннулирован. В 1980 году министерство обороны
Великобритании объявило о свертывании проекта танка МВТ-80 из-за его
слишком высокой стоимости. Для британской армии заказали 237 (позднее
319) танков «Челленджер» (после появления танка «Челленджер-2» их переименовали в «Челленджер-1»), которые являлись по сути танками «Шир-2», адаптированными не к иранским, а к европейским условиям. Первые серийные танки «Челленджер», выпущенные в марте 1983 года, поступили на вооружение пяти танковых полков Британской Рейнской армии, дислоцированной в ФРГ.
Боекомплект нарезной пушки L11А4 танка «Челленджер-1» включал боеприпасы различных типов, которые доказали свою эффективность в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 120-мм пушка
Основным
вооружением осталась 120-мм нарезная пушка L11A5 с боекомплектом 64
снаряда. Планировалось в дальнейшем перевооружить эти танки новой пушкой
L30A1 с хромированным каналом ствола, усовершенствованным затвором и
очень высокой начальной скоростью полета снаряда, однако из-за
технологических проблем разработка этого орудия затянулась — его стали
устанавливать лишь на танках следующего поколения «Челленджер-2».
«Челленджер-1» «Челленджер-1»
был создан специалистами фирмы «Рйоял Орднанс Лидс», затем
переименованной в «Виккерс», а ныне — «Алвис Виккерс», в конце 1980-х
годов для замены танков «Чифтен», составлявших основу танкового парка
британской армии. За основу взяли конструкцию танка «Шир-2», который был
создан по заказу Ирана, но в связи с падением шахского режима в 1979
году контракт был аннулирован. И поставки не состоялись. В марте 1983
года были выпущены первые из 420 таких танков с многослойной броней типа
«чобхэм». В сентябре 1999 года начались поставки танков «Челленджер-1» в Иорданию, где им дали имя «Аль-Хусейн». В британских сухопутных войсках танки «Челленджер-1» оставались на вооружении до 2000 года, когда им на смену пришли новые машины «Челленджер-2» с усиленной броневой защитой.
Основным
вооружением танка «Челленджер-1» являлась 120-мм нарезная пушка L11A5
производства компании «Ройял Орднанс». Стабилизированное в двух
плоскостях орудие снабжено термозащитным кожухом, эжектором и системой
измерения кривизны ствола. Угол возвышения от -10° до +20°. Для поворота
башни и наведения орудия по вертикали имелись электрический и ручной
(аварийный) приводы сдублированным управлением — от наводчика и
командира — с приоритетом последнего.
Корпус и башня танка «Челленджер-1»
литые, с многослойной лобовой броней. Корпус разделен на три отделения —
управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Механик-водитель
располагался в отделении управления по центру, в боевом положении (при
закрытом люке) он управлял боевой машиной, наблюдая за полем боя через
дневные перископные приборы (при необходимости можно было установить и
ночные фирмы Пилкингтон»). Трансмиссия включала гидравлические бортовые
фрикционы типа STN17.
Английский танк «Челленджер-1»
На
рисунке показан танк из состава Британской Рейнской армии,
дислоцированной в ФРГ. Машина имеет камуфлированную окраску
темно-зеленых оттенков для действий в лесистой местности Северной
Европы. Для маскировки в боевых условиях использовались различные
средства, в том числе штатные маскировочные сети. Танк отличался
довольно низким силуэтом и большим углом наклона лобовых листов брони,
что существенно повышало защиту от противотанковых средств, в том числе
кумулятивных выстрелов.
Во вращающейся на
360° башне с электроприводом механизма поворота размещались три члена
экипажа — командир и впереди и ниже его наводчик справа от казенной
части оружия, заряжающий — слева. В крыше башни имелись два люка, боевое
отделение оборудовано системой защиты отОМП.
Британская армия получила первые танки «Челленджер»
в марте 1983 года. Они были вооружены такой же 120-мм пушкой, как и
«Чифтен», однако имели новую силовую установку и многослойное
бронирование. Модификации
Помимо базовой модели «Челленджер» Мк 1, выпускались Мк 2
с тепловизион-ной аппаратурой, Мк 3 с усиленной броневой защитой башни и
усовершенствованные Мк 4. Кроме того, были созданы специальные машины —
танк командира бригады, танк командира батальона, учебный танк и БРЭМ.
Последние танки «Челленджер-1»
были сняты с вооружения боевых частей британских сухопутных войск в
конце 2000 года. 288 машин после капитального ремонта были поставлены
начиная с 1999 года в Иорданию, где им присвоили обозначение
«Аль-Хусейн».
Тактико-технические характеристики танка «Челленджер-1» | Экипаж | 4 человека | Масса | 58 т | Габариты | длина с пушкой вперед 11,55 м, ширина 3,52 м, высота (с зенитным пулеметом) 2,98 м | Максимальная скорость | по шоссе 56 км/ч | Запас хода | по шоссе 400 км | Силовая установка: | 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель «Перкинс Кондор» мощностью 895 кВт (1200 л. с.) | Преодолеваемые препятствия | брод глубиной 1,07 м, стенка высотой 0,91 м, ров шириной 3,15 м, угол подъема до 30° |
Источник: http://vooruzenie.ru |