NASA
назвало новый эксперимент "сокрушительным успехом" (фото NASA/Sean
Smith).
Сбросив вертолёт с четырьмя манекенами внутри с высоты
10,7 метра, американское аэрокосмическое агентство получило ряд ценных
данных, которые пригодятся в разработке винтокрылых аппаратов будущего.
Новый тест явился логичным продолжением оригинальной работы, проведённой
в декабре 2009 года: тогда NASA испытало надувные подушки
для целого геликоптера.
Напомним,
опытные подушки безопасности, раскрывающиеся под днищем лёгкого
вертолёта, призваны смягчать удар при аварийных приземлениях, когда
скорости падения ещё не слишком велики, но всё же опасны для жизни
пассажиров и пилотов.
Чтобы выявить
реальную разницу, американским инженерам и учёным понадобилось
выполнить два идентичных испытания (с подушками и без) с одной и той же
машиной: после первого броска MD-500 был аккуратно отремонтирован, благо
и исправлять-то почти ничего не пришлось. Оба теста проходили при
одинаковой высоте сброса, с совершенно идентичными скоростью и углом
столкновения аппарата с бетонным полом.
Первый тест показал работоспособность надувного кевларового
устройства, созданного Сотирисом Келласом (Sotiris Kellas) из
исследовательского центра Лэнгли (Langley
Research Center). Вертолёт тогда почти не пострадал, также хорошим
оказалось "самочувствие" манекенов. В нынешнем эксперименте, прошедшем
10 марта 2010 года, повреждения машины оказались более существенными.
Сильнее прежнего подломились полозья шасси, а ещё — от удара серьёзно
пострадало лобовое стекло винтокрыла.
Тестовый вертолёт после падения (на снимке под заголовком –
он же перед испытанием) (фото NASA/Sean Smith).
Видеокамеры же внутри
салона зафиксировали значительно более сильный бросок манекенов вперёд,
уже подразумевая как минимум травмы позвоночника (об этом говорят и
приборы внутри манекенов). Вообще же многочисленные датчики в
"мужественных пассажирах" поставили в момент аварии гигабайты данных,
полный анализ которых ещё предстоит выполнить.
Однако уже сейчас испытатели заявили, что перегрузки,
зафиксированные внутри несчастного вертолёта, в этот раз более чем втрое
превысили те, что были измерены в предыдущем тесте, когда машину
защитила подушка. Посмотрите ролик с новым испытанием.