«Популярная механика» побывала на испытаниях пассажирского поезда
AGV, который вскоре станет самым быстрым пассажирским колесно-рельсовым
поездом в мире
Поезд, получивший название AGV
(Automotrice á Grande Vitesse, высокоскростной электропоезд),
значительно отличается от предыдущих трех поколений. Все TGV построены
по классической схеме с головным и оконечным моторными вагонами, что
сильно ограничивает максимальную нагрузку на ось (в Европе она
составляет 17 т). AGV представляет собой электропоезд с распределенной
тягой – моторные тележки, обеспечивающие тягу, распределены вдоль
поезда под полом вагонов. Это стало возможными благодаря появлению
достаточно мощных, но компактных синхронных электродвигателей с
постоянными магнитами.
Как и поезда TGV предыдущих поколений, AGV имеет сочлененную
конструкцию – то есть моторные тележки расположены не под вагонами, а
между ними. Это позволяет уменьшить количество тележек, улучшить
акустический и вибрационный комфорт, а также повысить безопасность,
поскольку при сходе с рельс поезд остается единым целым и
не «складывается» (поезда TGV за время эксплуатации трижды сходили с
рельс на скоростях от 250 до 300 км/ч, при этом лишь несколько
пассажиров получили легкие травмы).
Видео: Рекорд ALSTOM
Многие элементы AGV прошли проверку практикой – в частности, синхронные
электродвигатели с постоянными магнитами и моторные тележки были
установлены на модифицированном TGV Duplex, который 3 апреля 2007 года
на высокоскоростной линии Est (Восток, Париж–Страсбург) достиг
рекордной скорости 574,8 км/ч. Для установки рекорда на поезде были
установлены бóльшие колеса, на участке линии увеличено натяжение
проводов контактной сети и поднято напряжение питания (с 25 до
30 кВ). «Рекордные заезды проводились на протяжении целого месяца.
Чтобы не мешать движению поездов на линии, мы выполняли их по ночам, –
пояснил «ПМ» руководитель группы испытаний AGV Тьерри Йоннэ. – Это был
совместный проект ALSTOM, SNCF и RFF (Réseau Ferré de France, компания,
занимающаяся французской железнодорожной инфраструктурой). Целью был не
только сам рекорд, но и проверка различных систем – тяговой,
токосъемной, тормозной. Некоторые из них, например моторные тележки с
синхронными двигателями, используются сейчас в конструкции AGV. Были
также получены ценные данные по аэродинамике, акустике и вибрации, что
позволило улучшить комфорт пассажиров AGV».
«За
скоростным железнодорожным транспортом будущее, – считает руководитель
отдела товарной политики компании ALSTOM Янник Легэ. – Когда в SNCF
начали разрабатывать высокоскоростные поезда, кто мог подумать, что
наступит время, когда на расстояния 600–800 км будет быстрее и
безопаснее путешествовать поездом, чем самолетом?»