В результате жесткой конкурентной борьбы специалистка по компьютерным
технологиям Янг Лю из Техасского университета в Далласа получила от
Программы поддержки молодых исследователей Научно-исследовательского
управления ВВС грант в 350 тысяч долларов, рассчитанный на три года.
Потрачены эти деньги будут на исследование распознавания эмоций и
моделирования методов обработки речевой информации.
Пока смайлики являются едва ли не единственным способом связать
компьютер и эмоциональное состояние. Возможно, вскоре ситуация
изменится
«Интерфейсы следующего поколения, предназначенные для
взаимодействий «человек-машина» будут больше ориентированы на человека и
более
социально компетентны, - говорит Лю. - Они будут определять изменения в
эмоциональном поведении и взаимодействовать соответствующим образом.
Автоматическое распознавание эмоций играет важную роль в разработке
будущих систем искусственного интеллекта».
Любая эмоция
ассоциируется с несколькими физическими показателями, в том числе, с
выражением лица, позой, тембром голоса, выбором слов и движением. Лю и
группа аспирантов сфокусируется преимущественно на распознавании эмоций и
моделировании речи.
Они изучат такие вещи, как мелодический
рисунок и использование слов, а затем проассоциируют их с различными
эмоциями: гневом, печалью, счастьем, удивлением и огорчением. Попытки
других исследователей научиться определять эмоции через речь достигли
точности 60-80%, Лю надеется улучшить этот результат.
«Автоматическое
распознавание эмоций с высокой точностью пока остается недостижимой
задачей», - говорит Янг Лю. Но ее исследование добавляет культурную
составляющую.
«Мы заинтересованы в изучении кросс-языковых
аспектов эмоций в английском и других языках, например, в китайском, -
поясняет Лю. - Таким образом мы можем отыскать влияние культуры и языка
на эмоции».
Она ведет научную работу совместно с несколькими
другими факультетами Техасского университета в Далласе, занимающимися
исследованиями в смежных областях.
Исследование может найти себе
практически неограниченное количество применений. Обучающие системы,
например, начнут определять огорчение или скуку на лице студента -
верный знак того, что ученик не занимается, и нужно искать другой
подход, возможно, приложению следует замедлить прохождение урока или
загрузить другой. Интерактивная система распознавания голоса, которая
узнает злость или недовольство в голосе покупателя, и перенаправит его к
оператору-человеку. Компонент, распознающий эмоции, также может быть
добавлен в полиграфы или детекторы лжи, использующиеся органами охраны
правопорядка. И, наконец, данная технология может помочь в
немедикаментозном лечении тревожных расстройств.