Как и обещала ранее, компания General Motors
сделала большой шаг вперёд на пути существенного удешевления мощных
топливных элементов для автомобилей при одновременном наращивании их
долговечности.
Ещё в 2006 году представители GM сделали прогноз,
гласящий, что стоимость автомобилей на водородных топливных элементах
постепенно сравняется со стоимостью бензиновых аналогов. Этого ещё,
конечно, не случилось, но, похоже, GM знала, о чём говорила.
Несколько
крупных автомобильных компаний в США, Европе и Японии не бросают эту
тематику, несмотря на кризис и чисто инженерные трудности (мы как-то
рассказывали, к примеру, об усилиях французов).
И пусть топливные элементы сами по себе давно выпускаются серийно
(только в основном не для нужд транспорта), ключевой вопрос в том,
чтобы они стали по-настоящему недорогими, дабы быть пригодными для
установки на массовые легковушки.
General Motors в частности уже два года проводит "полевые" тесты 116 водородных кроссоверов Equinox Fuel Cell (в рамках Project Driveway).
Они колесят по дорогам США и Европы. Ныне эти авто накатали в сумме
почти миллион миль, что позволило инженерам GM собрать уникальные
данные о работе топливных элементов в реальной эксплуатации.
Баллоны
со сжатым водородом этой машины вмещают 4,2 килограмма газа. При этом
топливные элементы на Equinox развивают мощность 93 киловатта. Теперь
же, как сообщает компания, совершенствование этого устройства, в
частности оптимизация компьютерной программы управления данным блоком,
позволила нарастить запас хода Equinox на одной заправке.
Первоначально
инженеры говорили о 320 километрах (видимо, в идеальных условиях), но в
реальности данный параметр был ближе к 260. Ныне действительно
достигнуты 322 км. Кроме того, первоначальный срок службы топливных
элементов составлял 80 тысяч км, теперь его удалось поднять до 130 тыс.
Но
главный успех заключается в другом. На Equinox стоят топливные элементы
так называемого четвёртого поколения. Их длительное испытание позволило
специалистам GM создать блок пятого поколения с впечатляющими
параметрами.
Если раньше
93-киловаттный водородный модуль в кроссовере занимал места существенно
больше, чем отнял бы ДВС аналогичной мощности, то блок пятого поколения
при тех же самых 93 киловаттах отдачи по размеру никак не больше, чем
четырёхцилиндровый 2,4-литровый бензиновый мотор, а, похоже, даже
меньше.
|
Силовая
установка Equinox Fuel Cell и аналогичный по мощности, но намного более
компактный агрегат, построенный вокруг топливных элементов пятого
поколения (фотографии с сайта green.autoblog.com). |
И что ещё приятнее, новый
блок — дешевле предыдущего. Это достигнуто оптимизацией и сокращением
размеров разных узлов и деталей — от системы подачи топлива до системы
охлаждения. Более того, без ухудшения параметров топливных элементов
американским инженерам удалось снизить содержание в них платины с 80
граммов (в блоке, ныне стоящем на Equinox) до 30 граммов в "пятёрке".
К
середине следующего десятилетия GM намерена развернуть массовое
производство топливных элементов пятого поколения в объёме 10 тысяч
штук в год. А дальнейшие планы — ещё внушительнее.
В
шестом и седьмом поколениях топливных ячеек от GM содержание платины
будет снижено до 10 граммов и даже менее. А такое количество
драгметалла содержится, к примеру, в нынешних каталитических
нейтрализаторах серийных авто. Одновременно долговечность блока будет
поднята почти до 200 тысяч км, обещает GM.
Несмотря на впечатляющие успехи
в области силовых аккумуляторов и, соответственно, всё более радужные
перспективы гибридов и электромобилей, а также, несмотря на
неразвитость инфраструктуры по выработке H2 и заправке, водородные машины остаются одним из возможных направлений развития транспорта. Читайте, кстати, о самом простом водородном автомобиле и футуристическом концепте Sequel.