Британский велогонщик Крис Бордмен (Chris Boardman) совместно со специалистами ресурса SkySports
разработал проект повседневного велосипеда будущего. У него нет
какого-то особенного имени: просто "Everyday Bike of the Future".А
видится "фьюче" Крису таким: сверхлёгкая рама из углеволокна, большие
колёса без спиц и ступиц, спрятанный внутри рамы вал, приводящий заднее
колесо, ассистирующий электромотор, аккумуляторы, подзаряжающиеся от
солнечного света, многофункциональный бортовой компьютер и ещё ряд
любопытных деталей, о которых мы скажем ниже.
Составителю
такой "велокомпозиции" вполне можно доверять. В среде спортсменов и
тренеров Крис получил признание как гонщик, уделяющий самое дотошное
внимание мелочам, связанным с устройством велосипеда и подготовкой его
к гонке. (Видимо, за это гонщика и наградили прозвищем Профессор.) И о
том, к примеру, как важны для результата не только физическая сила
человека, но аэродинамика, удобная конструкция и низкий вес
двухколёсного снаряда Бордмен знает прекрасно: на его счету несколько
успешных выступлений в Tour de France, серия мировых рекордов в часовых заездах, победы в соревнованиях разного уровня, в том числе — на Олимпиаде.
|
Опыт
Бордмена вполне позволяет ему судить, какие элементы дизайна и
устройства окажутся тепло принятыми покупателями этого гипотетического
ещё чудо-велосипеда (иллюстрация Chris Boardman, SkySports). |
Ныне Крису 40, и он
практически покинул профессиональный велоспорт (хотя иногда выступает в
отдельных гонках). Зато Бордмен много времени уделяет сотрудничеству с
промышленными компаниями и даже создал собственные бренды Boardman Bikes и Boardman Elite.
Под первым он серийно выпускает и продаёт "народные" велосипеды
различного типа и аксессуары к ним, под вторым — ведёт передовые
исследования и изготавливает штучные изделия для профи велоспорта.
Эргономика, оптимизация узлов велосипеда — в этих областях Бордмен
считается экспертом мирового уровня.
|
В 1992 году Бордмен завоевал в Барселоне олимпийское
золото в индивидуальной гонке преследования на 4 километра, а в 1996-м
в олимпийской Атланте заработал бронзу в одиночном заезде на скорость
(фото с сайта dailymail.co.uk). |
|
|
Вернёмся же к новому
аппарату. Его бесполезно будет красть. "Bike of the Future" останется
неподвижным куском пластика, пока владелец не приложит свой палец к
бортовому компьютеру. Сканер отпечатков уже куда только не ставили, но
на велосипедах эта технология ещё вроде бы не встречалась.
Съёмный
компьютер с контактным экраном, который британский спортсмен расположил
на верхней части рамы, будет показывать седоку не только скорость или
пройденное расстояние, но и частоту сердечных сокращений, и сожжённые
калории, и давление в шинах, и температуру окружающего воздуха. Ещё там
же будут отображаться показания спутниковой навигационной системы. Ну и
заставить такой комп проигрывать заодно музыку — труда не составит.
Шины
велосипеда будущего будут содержать капсулы с жидкостью, затягивающей
проколы, а ещё — они сами смогут подкачиваться на ходу за счёт
встроенных в покрышки микроскопических компрессоров. Электромотор,
расположенный внутри педального узла, поможет велосипедисту на трудных
участках, а его небольшие и лёгкие батареи смогут подзаряжаться от
солнца и домашней розетки. Высота седла "Bike of the Future" будет
регулироваться одним нажатием кнопки. А светодиодные огни на нём –
зажигаться автоматически с наступлением темноты.
В
этом наборе привлекательных особенностей нет ничего фантастического.
Разве что некоторые сомнения вызывает способность велосипеда заряжаться
от света. Помнится, создателю первого в мире
велосипеда, способного двигаться исключительно за счёт одной энергии
солнечных лучей, пришлось покрыть фотоэлектрическими панелями полностью
сплошные колёса (смирившись с их огромной парусностью). Может, авторам
"Bike of the Future" стоит подумать о дополнительной гибкой солнечной
панели, которую можно возить в рюкзаке, а раскладывать на стоянке?
|
Реально
работающие колёса без спиц и ступиц, в том числе – с приводом от
педалей или двигателя, известны ещё с конца 1980-х. Но широкого
распространения они так и не получили, хотя время от времени всплывали
в экспериментальных мотоциклах и концепт-карах, дизайнерских проектах
(в том числе велосипедов) или изготовленных вручную мотоциклах-кастомах.
А ещё тут можно припомнить странные дициклы, Wheelman и колёса-ботинки (фотографии CNET, emresaglam.com, squidoo.com, blog.paran.com, gtamotorcycle.com). |
В остальном проект
вопросов не вызывает. По частям всё уже придумано до Бордмена.
Велосипеды со вспомогательным электромотором? Выбирайте на вкус:
двухколёсный друг с самой быстрой зарядкой, с рамой из углеродного композита и складной или велик с удвоенной помощью.
Кстати,
японский аппарат с батареей, электромоторчиком и (что важно) рамой из
углеволокна стоит примерно $6,7 тысячи, что даёт представление, в какую
сумму может вылиться реализация идеи Бордмена, — прибавьте сюда колёса
без спиц, фотоэлектрическое покрытие велосипеда, автоматическое седло,
шины с автонакачкой и универсальный борткомпьютер в стиле iPod.
О
высокой "цене мечты" говорит и сам Крис. По его словам, такой велосипед
не будет экономически конкурентоспособен в течение 20 лет — слишком
космическим окажется ценник на "космические" технологии. Но при этом
нет никаких технических препятствий, чтобы такой аппарат появился хоть
завтра.
"Его можно построить, было
бы желание, — говорит Крис. — Все эти технологии уже существуют, но
просто никто ещё не сводил их все вместе в одном изделии". Том
Богданович (Tom Bogdanowicz), менеджер лондонской организации
велосипедистов (London Cycling Campaign),
крупнейшего объединения такого рода в мире, добавляет: "Идеи,
включённые в этот проект, несомненно, это то, что велосипедисты хотят
видеть, но они (идеи) должны быть доступными".
|
Разместить
на таком велосипеде солнечные батареи нормального размера особенно и
негде. Бордмен говорит о покрытии фотоячейками поверхности рамы, но тут
лучше подойдут плоские обода колёс. И всё равно общая площадь будет
явно маловата (иллюстрация Chris Boardman, SkySports). |
Вот с доступностью пока
проблема. Хотя все элементы "Bike of the Future" по отдельности есть.
Помимо прочего шины, не боящиеся проколов, давно освоены в
автомобильной промышленности. И даже шины самонакачивающиеся, то есть
не требующие ни внешних насосов, ни подачи сжатого воздуха от
компрессора, стоящего на борту авто, — уже изобретены.
Колёса без ступиц и привод со скрытым внутри рамы валом — это тоже
давно реальность. Про навигатор или сканер отпечатка и говорить нечего.
И велосипеды с углеволоконными рамами продаются.
Просто
пока это игрушки не для всех. Но разве нельзя помечтать? "Мне доставило
огромное удовольствие работать вместе со SkySports над этим проектом и
видеть, как мои мысли претворяются в жизнь в этом изображении", —
подвёл итог Крис.