Александр Зелин. Фото Минобороны РФ.
Без пилотов и в стратосфере
Главком ВВС рассказал о будущем российской авиации
Без преувеличения можно сказать, что самым интересным и неожиданным стало заявление
главного военного летчика страны по поводу того, что в 2011 году
российские ВВС начнут вооружать новыми отечественными беспилотниками,
которые в перспективе составят до сорока процентов авиапарка. Подобная
информация не может не радовать, поскольку ставку на технику такого
рода за последние годы стали делать во многих передовых армиях мира.
Американцы, к примеру, отметили эффективность БПЛА во время войн в
Ираке и Афганистане. И хотя, как говорят, в техническом отношении
многие из них пока далеки от совершенства, интенсивность использования
беспилотной техники в горячих точках растет, а вслед за Пентагоном
закупки и разработку аналогичных систем начинают форсировать и в
военных ведомствах других стран.
Россия, долгое время считавшаяся самодостаточной страной в области
производства и разработки вооружений, в этом плане сегодня ничем особым
похвастаться не может. Разработку беспилотников в стране запустили еще
несколько десятилетий назад, и все шансы вырваться вперед на этом
направлении были. Сегодня сами же военные называют отечественные БПЛА
оборонного назначения отсталыми, а наверстывать упущенное приходится за
счет чужих технологий.
Об этом красноречиво свидетельствуют закупки тех же израильских
беспилотников. В Минобороны утверждают, что они будут использоваться
для отработки принципов применения такой техники, а не для боевых
действий. При этом сам продавец признает,
что Израиль не планирует поставлять России самые совершенные
беспилотные летательные аппараты, а проданные за 53 миллиона долларов
системы не критичны с точки зрения утечки важных технологий.
До 2011 года времени осталось не так уж и много, но пока
анонсировать собственные, способные составить конкуренцию зарубежным
аналогам беспилотники российская промышленность не спешит. И это
несмотря на то, что Генштаб еще в феврале 2009 года поручил
отечественным производителям создать к лету новый тактический аппарат,
основным пользователем которого должны стать Воздушно-десантные войска.
Все выше, и выше, и выше...
| Су-24МР. Фото с сайта bvvaul-barnaul.narod.ru |
Не менее интригующим стало и заявление Зелина о том, что в ближайшие
годы ВВС получат принципиально новый стратосферный и недосягаемый для
систем противовоздушной обороны противника самолет-разведчик. По словам
главкома, он сможет долгое время находиться в воздухе и проводить
мониторинг зоны боевых действий на большую глубину без захода в зоны
действия средств вражеской ПВО.
Генерал также заявил, что в интересах российской авиации будет создан
целый ряд современных самолетов-разведчиков, способных вести
эффективные разведывательные действия "на всю глубину действия
фронтовой и частично дальней авиации". Для их оснащения будут
разработаны качественно новые образцы бортовой разведывательной
аппаратуры различного назначения и "наземные средства обработки и
доведения развединформации". Эти меры вызваны "высокодинамичным
характером современных войн, требующим повышения уровня
информированности о противнике".
В настоящее время, по словам генерала, на вооружении ВВС России
стоят самолеты-разведчики Су-24МР и МиГ-25РБ. При этом, по данным на
2008 год, в строю находились до 100 разведчиков "Су" и до 30 "МиГов".
Но Су-24МР разрабатывался еще в 1970-е годы и совершил свой первый
полет в 1980 году, а первый МиГ-25РБ поднялся в воздух за десять лет до
этого. Самым новым "МиГам" должно быть уже не меньше 27 лет, поскольку
производство этих машин завершилось в 1982 году. Су-24 всех модификаций
перестали выпускать в 1993 году.
Интересно, что про стратосферные разведывательные летательные аппараты
российской разработки раньше ничего не было слышно, хотя в военном
ведомстве США уже давно занимаются проектом стратосферного дирижабля.
Предполагается, что он сможет находиться на высоте около 30 километров
над Землей длительное время, обеспечивая связь и разведку на очень
больших территориях, оставаясь малоуязвимыми для средств ПВО.
Впрочем, не исключено, что пока американские инженеры
испытывали первые образцы своих стратостатов, российские коллеги не
отставали от них, не афишируя свои достижения. В ином случае придется
констатировать, что новый самолет ВВС получат еще очень не скоро. И
вовсе не факт, что до этого времени существующий парк разведывательной
авиации сможет остаться в годном к эксплуатации состоянии.
ПАК не видали?
| Возможный вид ПАК ФА (Т-50). Рисунок Рустама Зиннатуллина с сайта www.paralay.com |
Зато перспективный российский истребитель пятого поколения, если верить
генералу Зелину, может совершить первый полет уже в 2009 году. Об этом,
к слову сказать, и раньше уверенно заявляли чиновники
более высокого ранга, хотя до сих пор, пока в США сравнивают
возможности вполне реальных F-22 и F-35, будущую надежду отечественных
ВВС никто даже в глаза не видел. Как его летно-технические
характеристики, так и внешний вид до сих пор остаются предметом
домыслов.
В интернете можно найти огромное количество картинок с изображением ПАК
ФА ("перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"), однако ни
про одну из них нельзя сказать, что она достоверно отображает оригинал.
Но постепенно военные раскрывают все больше подробностей по поводу
характеристик новой машины.
Как сообщил 5 августа главком ВВС, "для ПАК ФА станут реальностью
сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое
информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей".
Среди других боевых качеств нового авиационного комплекса он назвал
многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки
нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием,
мощный бортовой комплекс обороны, высокую эффективность и безопасность
полетов.
Кроме этого, как сообщил Зелин, в ближайшие годы на вооружение
будут приняты глубоко модернизированные, а по сути принципиально новые,
переходные к пятому поколению истребители Су-35С и МиГ-35С. В начале
следующего десятилетия российское военное ведомство должно начать
массово закупать их.
Дальние перспективы
А вот сроки принятия на вооружение перспективного авиационного
комплекса дальней авиации (ПАК ДА) так и вовсе пока неясны, поскольку,
как отметил главком, Минобороны России пока только ведет "активные
поисковые исследования по формированию облика" этой машины.
Зато он "будет способен не только существенно более эффективно по
сравнению с существующими стратегическими самолетами выполнять задачи в
обычной и ядерной войнах и использовать широкую номенклатуру
высокоточного ударного вооружения, но и обладать целым набором
качественно новых боевых возможностей, позволяющих реализовать
совершенно новые способы решения задач сдерживания".
Зелин не уточнил, какие характеристики закладываются в самолет,
а также когда ориентировочно он будет разработан и поступит на
вооружение. Но, по его словам, уже в ближайшее время существующий парк
стратегической авиации России будет обновлен, что, как можно
предположить, позволит авиаторам продержаться до начала поставок пока
еще не существующего ПАК ДА.
В частности, стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160
модернизируется для более эффективной работы в дозвуковых скоростях и
на малых высотах, а также в сверхзвуковых режимах. Номенклатура его
вооружения расширится за счет неядерных средств. Ту-22М3 ожидает
серьезное обновление бортовых систем и дополнительное высокоточное
вооружение на базе управляемых бомб и ракет "воздух-поверхность".
Кроме этого, ВВС планируют провести модернизацию самолетов-заправщиков
Ил-78, чтобы "обеспечить глобальную досягаемость стратегических
самолетов для выполнения задач в любом регионе мира".
Ближе к земле
| МиГ-29СМТ. Фото с сайта www.migavia.ru | Перспективы
- перспективами, но что происходит в российских Военно-воздушных силах
сейчас? Если обращать внимание не только на выступления пилотажных
групп "Русские витязи" и "Стрижи", а, скажем, на статистику поставок в
войска новых самолетов, то впечатление сложится не самое благоприятное.
Неудивительно, что наиболее активно эти вопросы обсуждаются не в
официальных СМИ, а в интернет-сообществах.
В феврале один из пользователей Livejournal, подписавшийся как летчик-снайпер И.Иванов, отметил в своем дневнике,
что определенный рост часов налета российской авиации связан не с
обновлением материально-технической базы или улучшением обеспечения, а
с сокращением численности ВВС. Реально же боеспособных самолетов у
военных далеко не так много, как свидетельствует статистика. Не говоря
уже о падении престижа профессии военного летчика, ведь зарплата
офицера ВВС, как утверждает автор, нередко не превышает 15-20 тысяч
рублей.
Действительно, одним из самых громких фактов технического
обновления российской боевой авиации стала покупка для них 22 новых
модификацией истребителей МиГ-29 - МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ. Это,
безусловно, приятно, если бы не одно "но": не отвергни в свое время эти
самолеты Алжир (по техническим или политическим мотивам - совершенно
неважно), российским авиаторам они бы не достались.
Новейшие многоцелевые истребители Су-35, которые, по оценкам
многих экспертов, после принятия на вооружение могут стать одними из
лучших в мире, в первую очередь должны получить именно российские ВВС.
По крайней мере, об этом говорят чиновники. Но будет ли так на самом
деле, неизвестно. Ведь куда выгоднее продавать их за рубеж, тем более
что покупатели на них обязательно найдутся.
Не совсем понятная ситуация складывается и с учебно-боевыми самолетами
Як-130. Несмотря на то, что зарубежные покупатели на них также имеются,
начался выпуск серийных машин для российского Минобороны. Только, как
недавно заявили производители этой машины (а точнее - ее двигателей),
пока военные не в состоянии даже вовремя оплатить поставки. И это несмотря на обещанный рекордный гособоронзаказ.
Впрочем, чего не отнять у российской авиации, а точнее - у ее
руководства, так это оптимизма. Фактор, конечно, немаловажный, хотя и
далеко не самый главный
Источник: http://lenta.ru/ |