В первое мгновение, кажется, что самолёт летит задом наперёд. Такое впечатление создают крылья обратной стреловидности. Первые
подобные самолёты немецкие конструкторы попытались сделать ещё в конце
Второй мировой войны. Но у них ничего не получилось – помешала так
называемая дивергенция: машина при повышении скорости как бы
«взбрыкивала» в полёте. Устранить этот недостаток тогда не удалось,
поскольку не было соответствующих материалов, методики расчета, бортовых
компьютеров, которые помогли бы пилоту управиться со строптивой
машиной. И развитие авиации пошло другим путём – в воздух поднялись
машины с положительной стреловидностью – с плоскостями, отведёнными
назад. Тем не менее, долгие годы
специалисты не оставляли попыток создать летательный аппарат с обратной
стреловидностью крыла. Дело в том, что такой самолёт, по расчётам,
должен обладать отменной подъёмной силой при дозвуковых скоростях
полёта, а значит, легко взлетать и удачно садиться, на много сокращая
разбег и пробег.
Кроме
того, машина весьма маневренна в воздухе, а также способна летать
значительно дальше, чем подобные самолёты с обычным крылом.
В конце концов, задачу стабилизации самолёта в полёте решили с помощью
современных технологий. Композиционное крыло практически не боится
дивергенции, поэтому, несмотря на то, что С-37 «Беркут»
выполнен по аэродинамической схеме «интегральный неустойчивый триплан»,
летает он вполне устойчиво. В немалой степени его стабилизации в полёте
способствует и схема « утка», когда горизонтальные управляющие
плоскости – стабилизаторы – расположены не на хвосте, как обычно, а в
впереди, почти на уровне пилотской кабины.
Причём для большей эффективности они, как киль, являются
цельноповоротными, в то время как обычно отклоняются лишь небольшие рули
в задней части стабилизатора или киля. 25 сентября 1997 года пилот - испытатель И. Вотинцев впервые поднял С-37
в воздух. Испытания показали, что выбранная аэродинамическая схема не
только обеспечивает высокие лётные характеристики, но и снижает
радиолокационную заметность самолёта. Этому же способствует и то, что
само крыло на 90% выполнено не из металла, а из композитных материалов.
На основе "Беркута" конструкторы надеялись создать истребитель пятого
поколения, который окажется лучшим в мире, подобно тому как его
предшественник Су - 27 оказался чемпионом в своём классе среди машин
четвёртого поколения.