В 1951 г. конструкторы канадской фирмы AVRO приступили к предварительному
исследованию возможностей создания
преемника околозвукового истребителя-перехватчика
CF-100. Были разработаны эскизные проекты
самолетов С104/1 и С104/2 соответственно с
однодвигательной и двухдвигательной
силовыми установками. В октябре 1952 г. этим
проектам дал экспертную оценку Канадский
авиационный научно-исследовательский
институт, в результате чего в июне 1953 г.
командование ВВС Канады утвердило
скорректированный проект
двухдвигательного самолета с обозначением
С105. В августе 1953 г. начались
аэродинамические испытания 17 моделей,
выполненных в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо
продувок в аэродинамических трубах в
Канаде и США, было выполнены ряд испытаний
модели в свободном полете. С помощью ракеты
Nike было выполнено 9 пусков в Point
Petre (Канада) и 2 на полигоне NASA в США. Все
запуски были успешными.
Во
второй половине 1954 г. был заключен контракт
на изготовление двух опытных образцов
самолета, получившего название «Эрроу» и
военное обозначение CF-105. Рабочее
проектирование возглавил Jim Chamberlin.
Долго решался вопрос с выбором
двигателя. Первоначально избранные Rolls Royce RB106 не были готовы
вовремя, и выбор пал на Curtiss-Wright J67, разработка которых была
прервана в начале
1955. Поэтому до доработки канадского
двигателя Orenda PS-13 Iroquois, было решено
использовать Pratt и Whitney J75.
В начале 1955 г.
приступили к строительству первого
опытного образца Mkl, а год спустя - второго
Mk2. Строительство Mkl было завершено летом 1957
г., первая публичная демонстрация этого
самолета состоялась 4.10.1957 г., а 25 марта 1958 г.
летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский
выполнил его облет.
У самолета прекрасные аэродинамические качества,
присущие более поздним моделям истребителей.
Самолет был единственным на то время самолетом в Британском содружестве летающем на скорости более двойной
скорости звука. Было
построено 5 самолетов СF-105 Mk.I (6-й уже был в
сборочном цехе).
Еще в 1956 г. начались
подготовительные работы по запуску в
серийное производство самолета
модификации Mk.II c канадским ТРД Orenda Iroquois с предполагаемой поставкой 32
самолетов в конце 1959 г. Однако 20 февраля 1959 г.
канадское правительство приняло решение
прервать дальнейшие работы, обосновывая
его экономическими соображениями (стоимость
программы, включающей опытно-конструкторские
работы и выпуск 100 самолетов, оценивалась в
1,6 млрд. долл.). При этом предполагалось, что
более экономичной и эффективной заменой
самолета CF-105 окажутся ракеты «Бомарк»
класса земля-воздух. Их приобретение
обошлось Канаде в 200 млн.долл. Однако в 1961 г.
Канада вынуждена была закупить 64
перехватчика F-101 Voodoo за 260 млн.долл.
Несколько позже на вооружение были приняты
американские самолеты «Старфайтер» F-104
фирмы «Локхид», производство которых было
налажено по лицензии.
20 февраля стало «черной пятницей»
канадского самолетостроения. В этот день
14000 чел. потеряло работу, а вскоре еще 35 тыс.
30 апреля 1962 г. активы AVRO Cahnada были
приобретены английским объединением «Хоукер-Сиддли».
- Описание конструкции, ТТХ
и схема.
Источник: http://www.testpilot.ru/ |