Сегодня, когда в Москве было только 4 утра, в Космосмольске-на-Амуре, на базе авиастроительного предприятия КНААПО
произошло событие, которого мы ждали столько лет – первый полет
прототипа Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК
ФА). Иначе говоря, нашей будущей боевой машины 5-го поколения.
За
47 минут испытаний специалисты оценили управляемость самолета, работу
его двигателя и основных систем. Летчик-испытатель Сергей Богдан
остался доволен: «Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной
нами летной программы. Им легко и комфортно управлять», - сказал он.
К
сожалению, даже облик ПАК ФА стал известен лишь по фотографиям,
сделанным во время этих испытаний. Все технические характеристики
остаются засекреченными. В СМИ просочились лишь жалкие крохи данных, да
и достоверность их вызывает сомнения.
Так, сообщалось, что
максимальная скорость нового самолета составит 2,6 тыс. км/ч (2,45
Маха), а дальность полета – 5,5 тыс. км. Практический потолок – 20 км,
скороподъемность 350 м/с. Для взлета и посадки ему достаточно полосы
длиной 300-400 м. Длина: 14 м при высоте 6 м и размахе крыльев 14 м.
Пустая масса 18,5 т, а максимальная взлетная – 32-37 т, из которых 7,5
т полезной нагрузки. Экипаж – 1 человек. Что же до оружия, то
предположительно на ПАК ФА будет устанавливаться пара 30-мм пушек
(модернизированных ГШ-30-1),
плюс – вооружение на 12-ти точках подвески, 10 из которых, как у
бомбардировщика, скрыты в фюзеляже для повышения малозаметности.
Впрочем,
некоторые выводы можно сделать и просто анализируя появившиеся снимки
прототипа ПАК ФА. Вопреки ожиданиям, выполнен он по нормальной
аэродинамической схеме, без крыльев обратной стреловидности и прочей
экзотики. Мотогондолы (вынесенные за пределы фюзеляжа отсеки для
двигателей) широко разнесены. Треугольная форма крыльев обеспечивает
необходимую сверхманевренность, а управление производится закрылками,
парой отклоненных от вертикальной оси цельноповоротных хвостовых килей
и (судя по имеющимся данным) двигателем с отклоняемым вектором тяги.
Одна
из важнейших деталей любого самолета – двигатель – на ПАК ФА пока
установлен не тот, с которым он должен встать в строй. Разработка
нового двигателя («Изделие 129») идет в НПО «Сатурн»
параллельно самолету, но надеемся, что за этим дело не станет. Надежду
вселяет то, что буквально вчера пришло известие об очередном успешном
его испытании. Сообщается,
что в подмосковном Жуковском 45 минут в полете провел самолет,
«летающая лаборатория» Су-27М, с установленным двигателем 5-го
поколения. Никаких нареканий к его работе у специалистов не возникло.
Кроме
того, на прототип пока не установлена бортовая радиолокационная
система, а ведь она представляет особенный интерес. Она не совсем
похожа на то, что мы привыкли понимать под бортовой РЛС. Главный ее
элемент – это, конечно, новейшая активная фазированная антенная решетка
(АФАР; что это такое и как работает – читайте в нашей статье «Зоркий глаз»). АФАР для ПАК ФА разработан в НИИ Приборостроения имени Тихомирова
и включает около 1,5 тыс. приемо-передающих модулей. Впервые эта
антенна была представлена на авиасалоне МАКС-2009, и тогда же
конструкторы обещали, что к работе она будет готова в середине 2010 г.
Кроме
того, на ПАК ФА будет иметься набор (по имеющимся сведениям, 5 штук)
разнесенных и интегрированных в обшивку пассивных и активных радио- и
оптолокационных станций. По сути, такая система представляет собой
«умный корпус». Наконец, имеются данные
об установке на самолете новейшей оптико-локационнной станции ОЛС-50М.
Характеристики ее неизвестны, хотя эксперты считают, что именно она
даст ПАК ФА главное преимущество перед американскими конкурентами:
способность эффективно обнаруживать малозаметные летящие цели. Словом,
это наше долгожданное пятое поколение.
Разработка велась в КБ Сухого еще с конца 1990-х Характеристики новейшего самолета, к сожалению, пока не раскрываются Да и официально представленные фотографии оставляют желать лучшего Изображение ПАК ФА работы Александра Дульцева оказалось довольно близким к реальности «Ушами» и «глазами» самолета станет эта АФАР, хотя его бортовая РЛС, как целое, представляет собой нечто совершенно уникальное