Воевать в любое время суток и независимо от погодных условий, легко
поражая цели на максимальной дальности, и при этом оставаться
недосягаемым для средств поражения противника. Все эти боевые качества
сегодня реализуются в новом российском ударном вертолете Ми-28Н "Ночной
охотник" (по натовской классификации "Havoc" - "Опустошитель").
"Известия" решили узнать, как российские летчики осваивают "охотника". В
штабе ВВС на нашу просьбу ответили: "Поезжайте в Торжок и смотрите".
Некогда тихий купеческий Торжок для нашей армии место легендарное.
Здесь расположен один из центров боевого применения авиации, в котором
повышают свою квалификацию пилоты вертолетных эскадрилий. Летчиков, за
плечами которых боевые действия в Таджикистане, Чечне, Судане, Чаде и
Сьерра-Леоне, учат не только пилотировать винтокрылые машины на
максимально допустимых режимах, но и грамотно применять их в бою.
Сегодня центр готовит пилотов "Ночных охотников".
Ми-8 на максимальной скорости "идет", петляя вслед за руслом реки.
Судя по приборам, под нами всего три метра высоты, и хотя кабина
вертолета, в которой мы сидим с майором Рустамом Майдановым, всего лишь
тренажер и наш полет виртуальный, то и дело начинает кружиться голова на
виражах. Погружение в реальность полное. Тренажеров Ми-28Н пока в
центре нет, поэтому "кружим" на Ми-8. Повернув за очередной выступ горы,
мы выскакиваем на мост. Ручка управления идет чуть на себя, и вертолет
легко перескакивает препятствие, сразу же набирая несколько десятков
метров высоты. Ручка от себя - и мы круто уходим вниз к воде.
- Где летаем-то? - перекрывая шум мотора, спрашиваю летчика.
- Имеретинская бухта, Сочи, - не отрываясь от управления, кричит
Рустам. - Наши ребята первое время все норовили вдоль побережья
полетать, поглядеть санатории, в которых отдыхали. Не нарисовали...
- А Красная Поляна присутствует?
- Нет. На ее месте только горы.
- А в Грузию можно перелететь? - спрашиваю летчика.
- Пробовали, - улыбается он, - за Псоу (река, отделяющая Россию от
Абхазии. - "Известия") снова Сочи начинается... и морем на него не
выйти, оно бесконечно.
В подтверждение этих слов Рустам разворачивает вертолет от гор к
морю, и мы неожиданно выскакиваем на стоящий у побережья авианесущий
крейсер "Адмирал Кузнецов". Подлетаем к нему поближе, и, чтобы я получше
рассмотрел авианосец, пилот делает эффектный разворот над его палубой,
чуть не задев винтами за "припаркованные" Су-33. Обошлось. И мы снова
уходим в горы стрелять по целям.
- Ми-28Н - очень приземистая машина, - делится впечатлениями о новом
вертолете начальник отдела боевой подготовки центра полковник Андрей
Попов.
За его плечами Таджикистан, вторая чеченская кампания и Сьерра-Леоне,
где он летал на ударном Ми-24. Теперь набрал более 200 часов на
новеньком Ми-28Н.
- Только на нем можно сделать разворот в 70 градусов, горку или
пикирование на 60 градусов. И все это миллиметровыми изменениями
положения ручки управления. Машина очень чувствительная и при этом
устойчивая к боковому, встречному ветру. На Ми-24 всего этого не было, -
рассказывает Попов.
Ми-28Н начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш
ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Однако из-за политических и
экономических передряг эта машина попала в войска только в 2006 году. С
2008-го началось ее освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010
году армия получила полноценную эскадрилью "Ночных охотников". Сейчас
формируется вторая. В Торжке по-настоящему горячие дни: войсковые учения
с участием Ми-28Н сменяются учебными полетами, занятия на компьютерных
тренажерах чередуются с "бумажной работой". Стол полковника Попова
буквально завален записями и конспектами.
- Испытатель учит вертолет летать, - говорит полковник. - Мы -
воевать. Наша задача все это превратить в боевые наставления для других
летчиков.
"Наставления" Попов пишет, опираясь на личный опыт.
- Раньше мы считали Ми-28Н капризными машинами, - рассуждает он,
потому что не умели их эксплуатировать. - Теперь уверены, что более
совершенного вертолета не существует.
- Но ведь в прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время
практической стрельбы высокоточными ракетами один из ваших Ми-28Н упал,
- пытаюсь поймать полковника. - Говорят, что в двигатели попал
пороховой газ, оставленный ракетами...
- Вертолет, как ребенок, постоянно растет, - философски отвечает
Попов. - Активная эксплуатация Ми-28Н конечно же выявляет какие-то
недочеты. И очень хорошо, что промышленность очень чутко реагирует на
наши предложения. Каждые полгода в вертолете что-то меняется, появляются
новая аппаратура, оборудование.
Я, конечно, знал, что Андрей Попов как раз и был в том упавшем
вертолете. Только благодаря конструкции машины - ударопоглощающим шасси и
капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в
15 g, - они и смогли выжить после падения. Как рассказал полковник,
летчики тогда выбрались из аварийной машины даже без синяков. О том,
почему произошла авария, промолчал. Наверное, вертолет действительно
растет, как ребенок, и не стоит копаться в уже пройденных проблемах
взросления. Тем более что эпизод, приведший к аварии, - это своего рода
"фирменный прием" Ми-28Н: машина зависает на малой высоте и ведет огонь
из всех видов оружия по противнику.
- С точки зрения дневного пилотирования машины ничего принципиально
нового по сравнению, скажем, с Ми-24 мы не изобрели, - рассказывает
Андрей Попов. - Но вот ночное применение Ми-28Н - это действительно
новое в нашей боевой тактике. До Ми-28Н у нас ни один вертолет не мог
самостоятельно вести полноценные ночные боевые действия.
По его словам, главная задача "Ночного охотника" - зависнуть на
небольшой высоте ("где-нибудь за леском") и ждать целеуказания от
наземных подразделений. Находясь в это время вне зоны непосредственных
боевых действий. Получил "наводку" на цель - выскочил из засады,
произвел пуск высокоточных ракет и снова ушел в укрытие. Все маневры на
скоростях до 324 км в час и на высотах от пяти до 150 метров.
- Опыт современных военных конфликтов показал, что у вертолета есть
всего 10 секунд на атаку цели, - рассказывает Попов. - Потом его
обязательно собьют, даже несмотря на серьезное бронирование машины.
Бортовое оборудование Ми-28Н гарантирует выполнение боевой задачи. При
этом мне не приходится самому искать и классифицировать цель. Ее
координаты мне передадут с земли или другого вертолета. Мне надо только
совершить маневр и выстрелить, - говорит полковник Попов.
Когда смотришь на Ми-28Н снаружи и видишь большие винты, которыми
скрепляли обшивку машины, сразу понимаешь, что создавали его не один
десяток лет назад. Современные самолеты и вертолеты так не "клепают".
Современность Ми-28Н конечно же внутри: жидкокристаллические дисплеи,
радиолокационные станции и компьютеры, выполняющие большую часть сложной
работы. Все это делает Ми-28Н единственным вертолетом в мире, способным
как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти
метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных
метеоусловиях.
- Многие операции автоматизированные, - поясняет Попов. - Мне надо
только поставить "маркер" на дисплее, показывающем цель. Компьютер сам
рассчитает расстояние до нее, внесет поправки на ветер, погоду, проложит
оптимальный маршрут выхода на цель с учетом рельефа местности.
За это на нем отвечает многофункциональная РЛС "Арбалет". Станция в
автоматическом режиме предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих
деревьях и проводах линий электропередачи. Как говорят летчики,
"Арбалет" видит даже отдельно стоящего человека ночью на дистанции в 500
метров, а рельеф местности просматривает на несколько десятков
километров. В ночном полете летчик может использовать очки ночного
видения и пилотажную тепловизионную станцию, которые дополнительно дают
картинку в темноте как по курсу полета машины, так и в направлении
поворота головы пилота.
- На учениях "Запад-2009", - вспоминает пилот, - нам пришлось
работать во время дождя и сильного задымления целей. Прямая видимость не
превышала 1,5 км. Но с помощью теле- и теплокамер мы смогли их
обнаруживать на дистанциях в 3 км и поразить с помощью управляемых
ракет. На Ми-24 такое было бы невозможно. С него стреляют только по
целям в прямой видимости.
Полет в очках ночного видения для российских вертолетчиков - вещь
новая. Собственно они и делают возможность скрытного ночного применения
Ми-28Н основным козырем машины. Как говорит Попов, сегодня они учатся не
только охотиться ночью, но и отрабатывают задачи по эвакуации раненых с
переднего края. В весьма компактной машине есть маленький отсек, в
котором при необходимости можно перевезти человека.
- Как же обеспечить скрытность, когда двигатели машины достаточно сильно ревут? - спрашиваю летчика.
- Вертолет так устроен, что пока его не видишь, - объясняет он, -
совершенно невозможно понять, в какой стороне он находится. И тут как
раз очень важно, что мы можем подходить к цели, укрываясь за складками
местности. До последнего оставаясь незаметными для противника.
В современной войне, как говорят специалисты, все решает не
количество, а качество вооружения. Судя по тому, как учатся применять
Ми-28Н в Торжке, это именно так. В любом случае, российские ВВС получили
один из самых современных вертолетов в мире.
Источник: http://vpk.name/ |