В 1965 г. в отделе технических проектов
ОКБ А.Н.Туполева подготовили
эскизный проект самолета «148», который должен был
входить в состав нового авиационно-ракетного
комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель
предполагалось оснастить РЛС «Смерч-100» и
вооружить ракетами К-100. По проекту, «148» имел
крыло изменяемой стреловидности и два ТРД типа
РД-19Р-2 с тягой на форсаже 14200 кгс. Перехватчик
должен был летать на высотах 50-100 м со скоростью
1400 км/ч, а на высотах 16000-18000 м - со скоростью 2500
км/ч. Дальность на дозвуке должна была составлять
около 5000 км, а на сверхзвуковом режиме - 2500 км.
Особенностью «148» была
впервые разрабатываемая теплорадиолокационная
система управления ракетным вооружением
«Смерч-100» с диаметром антенного зеркала 2000 мм.
Бортовое оборудование перехватчика позволяло
использовать его в автономном режиме. Комплекс
мог быть использован для перехвата воздушных
целей на дальних подступах к территории СССР и
для ПВО районов со слаборазвитыми или
выведенными из строя наземными навигационными и
аэродромными системами. Таким образом, задачи
комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом
техническом уровне.
Кроме этого, новый комплекс при
соответствующем переоборудовании носителя мог
использоваться: для нарушения воздушных
перевозок в оперативном тылу противника; для ПВО
надводных кораблей на большом удалении от баз; в
качестве носителя крылатых ракет класса
«воздух-земля» для поражения наземных РЛС и
самолетов ДРЛО; в качестве разведчика
радиотехнических средств противника; в качестве
бомбардировщика; в качестве фронтового ударного
самолета, вооруженного НАР и бомбами различных
калибров. В варианте ударного самолета или
разведчика дальность полета у земли при скорости
1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при
скорости 1000 км/ч - 1850 км. Предусматривалась
дозаправка топливом в полете. Взлетно-посадочные
устройства «148» позволяли использовать его как с
бетонных, так и с грунтовых ВПП, что было крайне
важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60
т при 18,5-21,5 т топлива. Вооружение самолета
располагалось внутри объемного грузоотсека. Это
позволяло сохранять высокие аэродинамические и
летные характеристики независимо от вида боевой
нагрузки и вариантов боевого использования. Как
ни странно, но этот вариант не получил поддержки
именно из-за своей многофункциональности. Для
ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла
Су-24), а командование авиации ПВО хорошо понимало,
что многоцелевой самолет не сможет стать
полноценным перехватчиком. Изучив мнение и
пожелания заказчика, в ОКБ Туполева во второй
половине 60-х гг. занялись разработкой нового
варианта «148» для комплекса перехвата Ту-148-33. На
самолет предполагалось установить новую систему
вооружения: РЛС «Заслон» с фазированной антенной
и ракеты К-33. Рассматривались следующие
аэродинамические компоновки перехватчика: с
крылом изменяемой стреловидности, по схеме,
близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то
время шли в ОКБ; высокоплан с фиксированной
стреловидностью крыла и скошенными
воздухозаборниками с горизонтальным клином
торможения воздушного потока; высокоплан с
ромбовидным крылом; высокоплан с крылом типа
«двойная дельта» и передним горизонтальным
оперением. Из всех вариантов наиболее приемлемым
оказался первый. Для самолета выбрали двигатели
РД36-41 с максимальной тягой 16000 кгс при
собственной массе 3050 кг. Этот двигатель
проектировался с учетом воздействия высоких
температур торможения (до 330°С) потока наружного
воздуха и имел много оригинальных технических
решений. Он использовался и на 3-маховом
ракетоносце Т-4
("100") ОКБ П.О.Сухого.
Предполагалось создать комплекс,
способный вести борьбу с существующими и
перспективными средствами воздушного нападения
как в поле наведения наземных радиотехнических
средств, так и при автономных действиях, а также
при взаимодействии с самолетами ДРЛО. В задачи
комплекса входили: перехват маловысотных целей,
летящих на фоне земной и водной поверхности,
в частности, перспективных крылатых ракет;
перехват баллистических и крылатых ракет типов
«Hound Dog», SRAM, SCAD и SCAM; расширение диапазона
скоростей перехватываемых целей в передней
полусфере до 3500 км/ч, в задней - до 2400 км/ч;
увеличение высоты перехватываемых целей до 26-28
км; увеличение дальности до 4600 км и времени
барражирования до 5 ч; повышение
помехозащищенности; возможность одновременной
атаки двух целей; возможность групповых
действий. Предполагалось, что эксплуатироваться
«148» сможет с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект
был представлен командованию авиации ПВО страны
и получил поддержку главкома А.Кадомцева. В ОКБ
развернулись работы по новому самолету, в 1968 г.
был построен макет, работала макетная комиссия.
Но в мае 1968 г. в катастрофе на МиГ-25П
А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный
инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО
предпочло установить систему «Заслон» на
модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна
Е-155МП, который был принят на вооружение под
обозначением МиГ-31. Все попытки
А.Н.Туполева и его коллег добиться продолжения
работ по теме «148» результата не дали.