Неделю назад военные отметили День танкиста. Самое время вспомнить о
главном подарке, который уже не первый год обещают сделать им уральские
конструкторе – танке нового поколения Т-95.
История с
новейшим и, конечно, совершенно секретным танком напоминает историю с
российским истребителем пятого поколения. Не первый год звучат голоса о
необходимости его создания, ведутся разговоры, даются обещания, намеки
на использование принципиально новых технологий, но до сих пор никто
(кроме разве что военных и самих разработчиков) его даже не видел. И
внешний вид, и компоновка, и вооружение остаются тайной, лишь отдельные
ее крохи просачиваются на публику – и их крайне сложно отфильтровать от
многочисленных слухов.
Год назад главком Сухопутных войск РФ генерал армии Владимир Болдырев в
большом интервью армейской газете «Красная звезда», обещал, что уже
скоро его подопечные получат боевую машину, «сочетающую огневую мощь и
защищенность обычного танка с подвижностью среднего».
Кроме того, известно, что «объект 195» (он же Т-95, хотя пока что это
наименование чисто условно: индекс «Т» получают лишь уже принятые на
вооружение машины) проектируется с расчетом стать основным танком нашей
армии на ближайшие десятилетия, вплоть до 2040 г.: в нем изначально
закладываются широкие возможности модернизации.
Действительно, работы по созданию «объекта 195» ведутся уже более 15-ти
лет, и назрели они давно. Идеи и решения, которые используются в
современной бронетехнике нашей армии, родились еще в 1950-60 гг., и
весьма удачный Т-72 (как и его «прямые потомки» Т-80 и Т-90) во многом
не соответствуют требованиям современных – а тем более будущих войн.
Пришло
время для нового, четвертого поколения танков. Такие проекты стали
создаваться еще в 1990-е, одновременно разработчиками ведущих
танкостроительных предприятий страны – в КБ питерского Кировского
завода, в Омском КБ транспортного машиностроения, на Уралвагонзаводе в
Нижнем Тагиле. Несмотря на шумиху, которую подняла в свое время пресса
вокруг омского «проекта 640», даже окрестив его громко «Черным орлом»,
именно уральский вариант, видимо, и станет основой нового танка. Хотя
бы потому, что шасси и сама компоновка 640-го стала, все-таки,
продолжением той же линии Т-72 и Т-80.
Зато, по имеющимся данным, «проект 195» будет чем-то совершенно новым.
Башня танка планируется полностью необитаемой, что позволяет сделать
его силуэт исключительно низким и повышает безопасность экипажа.
Вообще, по словам военных, защищенность его будет в 2,5-3 раза
превосходить современные бронемашины.
В башне будет размещаться гладкоствольное 152-миллиметровое (по другим
данным – 135 мм) орудие и специально разработанный новый автомат
заряжания, ниже под ней – боекомплект, включающий кумулятивные,
бронебойные и осколочно-фугасные заряды. Экипаж состоит из 2 человек:
благодаря новой автоматике оператор-стрелок на борту не понадобится, и
«три танкиста, три веселых друга» превратятся в «двух танкистов» -
командира и механика-водителя. Люди расположатся в защищенной
бронированной капсуле. Именно эта «лафетная» компоновка считается
главным новшеством проекта.
По слухам, на «объекте 195» будет установлен и совершенно новый
1500-сильный (а то и более) Х-образный дизельный двигатель, что при
весе примерно в 50 тонн может дать ему отличные ходовые характеристики:
75 км/ч по шоссе и более 50 км/ч по пересеченной местности.
И, разумеется, электроника. Танк должен комплектоваться активной
системой защиты «Арена», постановщиками помех, современной системой
управления огнем, датчиками обнаружения противника и так далее. Каким
образом этого планируют добиться военные – непонятно, ведь даже на
экспортные версии реально имеющихся танков устанавливаются некоторые
электронные компоненты, которые приходится закупать за границей.
Вообще, все эти замечательные цифры и описания – далеко не сам танк, а
лишь слухи о танке. А в числе их можно отметить также установку некоей
«электромагнитной» или «наэлектризованной» брони, а то и «создание
силового поля» - об этих компонентах будущего танка всерьез пишут
некоторые издания.
Осталось добавить, что еще 2 года назад начальник Управления вооружений
Минобороны Николай Макаров утверждал, что «объект 195» уже проходит
испытания и начнет поступать на вооружение в 2009 г. Это время
наступило – а танк по-прежнему существует лишь в виде неподтвержденных
официально цифр.