Первый в мире болид Формулы-3, построенный с применением экологически рациональных, "устойчивых" технологий — WorldFirst F3 — это детище инновационного производственно-исследовательского центра университета Уорика (Warwick Innovative Manufacturing Research Centre).Команду
WorldFirst F3 возглавляет Джеймс Мередит (James Meredith), инженер и
специалист по биоматериалам, применяемым в медицинской технике. Также
он является горячим поклонником автоспорта и мечтает принести
биотехнологии в эту сферу человеческой деятельности. Ну а созданная им
Формула — живой пример того, как это может выглядеть.
|
Овощи и мусор – что может быть отдалённее от кольцевых автогонок? (фото WorldFirst F3) |
Почему именно спорт? Ведь
болиды наносят не такой уж заметный урон окружающей среде, если
сравнивать их с сотнями миллионов обычных авто, ежедневно колесящих по
дорогам? К спорту привлечено внимание многих, и потому он может служить
прекрасным средством рекламы новых технологий, а заодно и полигоном для
отработки свежих идей. Британцы подключили к своему "формульному"
проекту почти два десятка фирм и сотворили нечто весьма необычное.
Шасси этого авто построила британская компания Lola,
хорошо известная в мире автоспорта. Оно само по себе не является
прорывом. Но вот внешние панели, да и многие другие узлы этого болида,
созданы по оригинальным технологиям и радикально отличаются от начинки
нынешних гоночных машин.
Так, ряд
аэродинамических элементов и деталей кузова сформирован из полимеров,
сработанных из картофельного крахмала и волокон льна. Несколько иных
внешних поверхностей болида — из пластмасс, армированных различными
биоволокнами.
Обтекатель,
закрывающий передние амортизаторы, а также — капот двигателя — из
углеволокна вторичной переработки. Боковые понтоны — из
стекловолоконного материала, созданного с применением переработанных
полиэтиленовых бутылок. Оболочка ложемента пилота — из льяного волокна,
а её наполнитель — из пены, выработанной на основе соевого масла и
утилизированной полиэстеровой ткани.
|
Участники проекта – это несколько компаний, от нескольких родных – британских, до таких удалённых, как новозеландская Biopolymer network (фото WorldFirst F3). |
Отдельно нужно сказать о рулевом колесе. Оно сделано из материала Curran — это разработка шотландской компании CelluComp. Curran — лёгкий и прочный полимер, произведённый из обычной моркови.
Двигатель
этого авто также "зелёный": двухлитровый ДВС с турбонаддувом,
приспособленный для питания биодизельным горючим. Он подготовлен
британской компанией Scott Racing.
И
"солярка" тут необычная. Её, как сообщает команда Мередита,
вырабатывают из растительного масла и шоколада. Так что выхлоп болида
не увеличивает углеродный счёт планеты, и вообще — он довольно чистый.
Но
мало того — радиаторы двигателя покрыты катализатором, разлагающим
опасный (на уровне земли) озон. Надо ли теперь добавлять, что и
смазочные материалы в этом авто выполнены на основе растительного
сырья, а не нефти.
|
Слева
– доктор Керри Кирван (Kerry Kirwan), специалист по пластмассам, один
из лидеров команды WorldFirst F3. Он мечтает внедрить в автостроении
экологически дружественные материалы (и горючее), чтобы создать
действительно "безуглеродные авто". Справа – глава всего предприятия
Джеймс Мередит (фото с сайта inhabitat.com). |
Синтез биодизеля из
растительного масла – давно известный "трюк". Сейчас это направление
настолько развито, что появились даже портативные домашние установки,
позволяющие переработать, к примеру, отработанное масло с кухни в
солярку. Но вот шоколад...
Про технологию его утилизации сама WorldFirst F3 не распространяется, но ресурс Inhabitat приводит пример одного такого проекта — BioTruck (также, что примечательно, британского).
Ещё
в 2007-м англичане, ведомые Энди Пагом (Andy Pag), совершили на
грузовике Ford Iveco Cargo (биодизельном) и паре внедорожников
путешествие из Британии в Мали на шоколаде.
Процесс
переработки этого необычного сырья (а это были отходы с шоколадного
производства), а также и саму установку для синтеза биотоплива
разработала и построила британская компания Ecotec, специалист по биодизелю.
Британцы
отмечают, что обычно для производства биодизеля требуется не только
растительное масло, но и этанол (в довольно большом количестве). А его
раньше покупали главным образом у нефтехимических компаний.
Но
вот Ecotec придумала промышленную технологию выработки спирта из
шоколада. Таким образом шоколадные отходы с одной из британских фабрик,
ранее выбрасываемые, послужили составной частью "зелёного" топлива.
|
Команда
BioTruck: Энди Паг (слева) и его напарник Джон Гримшоу (John Grimshaw)
в Испании, недалеко от Малаги. Внизу – они же в Тимбукту (фотографии с
сайта biotruck.co.uk). |
В 2008-м та же самая команда Энди предприняла трансъевропейское "ралли" Grease to Greece, используя в качестве топлива отработанное растительное масло, дарованное ресторанами по пути следования.
А
в нынешнем году Паг намерен организовать сразу две экспедиции:
двухнедельную Grease to Greece 2009 (старт 18 июля) и годовую
кругосветку Energy for a New Perspective
(старт летом). В последнем случае путешественники должны обогнуть весь
мир, используя автомобили, мотопарапланы и даже суда, потребляющие всё
то же растительное топливо.
WorldFirst
F3, вероятно, полагается на аналогичную технологию. Так что её
Формула-3 — самая "зелёная" из всех гоночных машин. Увы, где её можно
будет увидеть в деле — пока неизвестно. Да это и не так важно —
экзотический болид служит передвижной выставкой технологий, которые
могут выйти за рамки спорта.
|
И
снова WorldFirst F3: даже в электрических проводах тут использованы
вторичные материалы. А шины этого болида произведены по специальной
технологии, исключающей полициклические ароматические соединения –
вредные вещества, наносящие ущерб природе как на стадии производства,
так и после выброса покрышек на свалку (фотографии WorldFirst F3). |
Производители авто,
конечно, давно стараются сделать свою продукцию как можно более
"зелёной". И речь не обязательно о выхлопе двигателей и применяемом
моторном топливе. Скажем, в серийных автомобилях всё чаще находят
применение материалы, полученные в результате вторичной переработки
(это главным образом полимеры), а также изделия, пригодные для такой
переработки.
Конструкторы
изначально стараются закладывать в новые модели возможность
"правильной" утилизации. А в интерьерах многих концептов уже можно
увидеть и "природные" материалы отделки (выполненные на основе сои,
кокосовых волокон или джута), которые, как говорится, не тянут за собой
"длинный углеродный след".
Но
мейнстрим в автостроении — это по-прежнему сталь снаружи и "нефтяной"
пластик внутри. Да и топливо, по большей части, всё ещё нефтяное. Это
не может не огорчать защитников природы, которые проектами, подобными
WorldFirst F3, пытаются приблизить "экологически правильное" будущее.
Гоночный
автомобиль с Туманного Альбиона показал, сколь технологичными могут
быть биопластики. Ну а про топливо-шоколад и говорить нечего. И если
отходов с шоколадных фабрик на всех явно не хватит, всегда найдутся
альтернативные варианты, к примеру, топливо из грибов, водорослей и фруктов.
Материалы по теме: